Мир славянского духовного единения

rasvetv@gmail.com

Календарь

Мифы и легенды славян.

Open in new window
      Китоврасу могучий Хорс повелел в искупление грехов воздвигнуть у
Алатырской горы храм Всевышнему. Китоврас должен был возвести его    из камней, которых не касалось железо. Ибо железо оскверняет камни.
И тогда Китоврас сказал богу Солнца:
- Чтоб воздвигнуть из камня цельного на горе Алатырской храм, нужно
нам просить Гамаюна. Гамаюнов коготь обтешет без железа камень Алатырь.
Птица Гамаюн и камень Алатырь представляют в земном мире Всевышнего.
      Потому прикосновение волшебного когтя птицы Гамаюн может проявить из камня
      Алатыря - храм и алтарь.
          Китоврас и Хорс обратились к птице Гамаюну, и дала согласие птица
      Всевышнего. И тогда Китоврас и Гамаюн построили на Алатырской горе храм
      Всевышнему.
          Был построен храм на семи верстах, на восьмидесяти возведен столбах -
      высоко-высоко в поднебесий. А вкруг храма посажен Ирийский сад, огорожен
      тыном серебряным, и на всех столбах стоят свечки, что вовеки не угасают.
      Был тот храм длиной шестьдесят локтей, в поперечину- двадцать и тридцать -
      ввысь. Были в храме окна решетчатые, были двери в храме чеканные Был
      внутри он обложен золотом и каменьями драгоценными. И двенадцать дверей, и
      двенадцать окон были камнями изукрашены: сердоликом, топазом и изумрудом;
      халкидоном, сапфиром и ясписом; гиацинтом, агатом и аметистом; хризолитом,
      бериллом и ониксом. Оживали на стенах храма птицы каменные и звери,
      поднимались к небу деревья, травы вились, цветы цвели.
      «Книга Коляды», IV 6
          Предания о славянском кентавре Китоврасе сохранились в апокрифах «О
      Соломоне и Китоврасе», в различных изложениях былин о Соломоне и Иване
      Акульевиче, в индийских преданиях о Гандхарвах, в иранской легенде о
      Гандарве, в греческих мифах о кентаврах.
          Полное изложение сходных мировых преданий о кентаврах есть в книге
      А.Н. Веселовского «Славянские сказания о Соломоне и Китоврасе и западные
      легенды о Морольфе и Мерлине» (Собр. соч.: т.8. Вып.1. Петроград.1921).
      Соломон в былинах и апокрифах встал на место веди- ческого бога Солнца
      Хорса. Иван Акульевич (Ивашка-Таракашка и пр.) заменил в былинах
      Китовраса, при воссоздании текста героям легенд возвращались истинные
      имена.
          У многих народов мира есть предание о строительстве храма (у славян
      Китоврасом, у семитов Соломоном, у кельтов Мерлином, у иранцев слугами
      Белого Дива). Оно имеет ведический исток. Строительство ведется на Ала-
      тырской горе, под коей понимается Эльбрус. Описание сего храма и
      окружающего града на Эльбрусе есть в «Шах-намэ» (Кей-Кавус, 11371- 11386)
      поэта Фирдоуси, взято оно из книг магов - мобедов:
            Ты скажешь не город - языческий храм:
            Цветами, парчой все украшено там...
            Раскинулся город как рай перед ним,
            Пленяя невиданным блеском своим.
            Сокровища всюду там - клад золотой,
            Здесь полый жемчуг слепят красотой..
            В алмазных уборах, нарядны, стройны,
            красуются девы свежее весны.